Катапультное кресло КС-4
Катапультное кресло КС-4 обеспечивает спасение на разбеге и пробеге при скорости порядка 160 км/ч, в полете на высоте до 2О0ОО м при скоростях до 1200 км/ч, автоматически переключая механизм ввода трехкупольной системы парашютов на одну из четырех программ в зависимости от режима полета самолета в момент катапультирования:
программа /— катапультирование при скорости по прибору более 550 км/ч и высоте более 3000 м;
программа // — катапультирование при скорости по прибору более 550 км/ч, на высоте менее 3000 м без стабилизированного спуска;
программа III — катапультирование при скорости по прибору менее 550 км/ч на высоте более 3000 м;
программа IV — катапультирование при скорости по прибору менее 550 км/ч на высоте менее 3000 м, в том числе на режиме прерванного взлета и посадки.
Катапультное кресло КС-4 (см. рис. 54) состоит из каркаса; системы управления катапультированием; системы защиты летчика от скоростного напора; привязной системы; системы стабилизации катапультного кресла; системы блокировки автоматов.
Кресло комплектуется трехкупольной парашютной системой ПС-С; комбинированным стреляющим механизмом КСМ-С (первая и вторая ступени); механическими приборами ППК-1П; ППК-2П и КПА-4; носимым аварийным запасом НАЗ-7. Каркас кресла образован литой спинкой и направляющими. Кресло фиксируется направляющими роликами, закрепленными на задней стенке кабины самолета. При катапультировании, снятии и установке кресло свободно перемещается на направляющих роликах.
Закрепляется кресло на самолете стреляющим механизмом. Верхняя часть наружного цилиндра СМ с помощью цапфы шарнирно соединена с креслом и при катапультировании выбрасывается вместе с ним.
Привязная система кресла выполнена в виде плечевых и поясных ремней с замками, установленными на кресле. Управление открытием замков привязной системы жесткое и установлено на литой спинке.
;
Механизм аварийного притягивания обеспечивает:
выборку слабины плечевых тросов при движении летчика назад;
вытягивание тросов при движении корпуса летчика вперед;
стопорение тросов при вытягивании;
аварийное притягивание летчика с последующим стопорением перед катапультированием;
автоматическое стопорение плечевых ремней на вытягивание при возникновении перегрузок в направлении оси х более величины 1,5…2g, осуществляемое инерционным механизмом.
Поясное притягивание на кресле осуществляется путем покачивания ручки лебедки. Для ослабления тросов необходимо повернуть от себя наконечник ручки лебедки на 90° вокруг оси.
Для защиты рук от воздействия воздушного потока при катапультировании срабатывают ограничители рук и упоры локтей, которые перед отделением летчика от кресла сбрасываются.
Для предохранения ног летчика от срыва с подножек при катапультировании на правом и левом бортах кресла установлена система фиксации ног, включающая в себя механизм захвата ног и управление ими.
Управление системой катапультирования осуществляется одним движением, для чего необходимо сжать поручни, установленные на правом и левом бортах кресла, и поднять их вверх. Срабатывание может быть осуществлено и одним поручнем.
Комбинированный стреляющий механизм КСМ-С представляет собой блок, состоящий из последовательно работающих пироустройств: двухтрубного стреляющего механизма и двух (правой и левой) симметрично расположенных и одновременно действующих камер второй ступени, результирующая тяга которых направлена вперед по полету и вверх и проходит вблизи центра массы катапультируемой системы.
Между бортами кресла размещена регулируемая по высоте чашка. С правой и левой стороны чашки приклепаны кронштейны, внутри которых установлены по два штыря с пружинами. На штырях имеются ручки, служащие для перемещения штырей в кронштейнах при перемещении чашки.’Для подхода к этим ручкам в днище чашки сделаны вырезы. Регулировка кресла по росту летчика осуществляется перестановкой штырей чашки в соответствующие отверстия каркаса кресла. Чашка может устанавливаться в любое из четырех фиксированных по высоте положений, расположенных через каждые 40 мм (диапазон регулировки 120 мм). Перестановка чашки может производиться только на земле при предполетной подготовке с целью совмещения уровня глаз летчика с линией визирования. В чашку кресла на специальный фартук укладывается парашют летчика с НАЗом. Фартук способствует ускорению отделения летчика от кресла.
[ Одновременно с перемещением чашки по росту летчика произ-
I водится регулировка длины фартука с помощью специальных [ протяжек — и положения сопел ускорителей (второй ступени
і 1 КСМ-С) путем поворота регулировочного вала до совмещения
‘ соответствующих рисок на камерах ускорителя с соответствующей риской положения чашки. Такая регулировка сложна в эксплуатации. На кресле КС-4 был выявлен еще ряд недостатков, усложнивших его эксплуатацию. Кроме того, доработанное кресло оказалось сильно утяжеленным — масса его составляла 167…170 кг.